Roland (roland) wrote,
Roland
roland

Category:

Духовной жаждою томим...

Сказочных героев жажда застает неожиданно. Она связана с водой, а вода в сказках бывает живая и мертвая. Мертвую воду ищут, чтобы срастить изрубленное тело героя, а живая вода возвращает его к жизни, вода - символ жизни, её энергии.
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» уставший ребенок хочет испить воды из коровьего, лошадиного и козлиного копытца, но сестра запрещает. Иванушка не выдерживает и становится козленочком. Бафомет, демон жажды и «порождения мудрости», изображен Э.Леви в виде существа с головой козла. Иванушка не выдержал искушения жаждой именно перед его копытом. Утоление жажды и есть приобщение к мудрости, поэтому братец Иванушка узнает, где искать сестру: Аленушка в омуте.

Еще один сказочный герой попадает в беду, потому что сильно захотелось пить. Жажда застает старого царя из сказки «Марья Моревна» в пути, когда он возвращался из похода: «и напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на брюхо и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.
- Пусти! — просит царь.
- Не пущу, не смей пить без моего ведома!—
- Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!—
- Давай то, чего дома не знаешь.—
Царь подумал-подумал — чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился».
Современные ученые бы сказали, что чрезмерная или недостаточная стимуляция психофизического развития человека в оральной фазе «может привести к дальнейшей пассивности человека и проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения» (Вики). Мы видим, что таким поведением отличаются все герои сказок, которых одолела жажда: они не могут противостоять ей, ведут себя как беспомощные и избалованные дети.
В сказках жажда осуществляет предназначенную ей функцию, на которую указал В.Я.Пропп в работах о морфологии сказки. Это завязка сказки, в которой содержится запрет и его нарушение. Во втором примере (сказка "Марья Моревна") о запрете не сказано, а нарушение случилось. Сказка явно пропускает какой-то неписаный, но всем известный закон. Какой же? По аналогии с первым примером, ясно, что нарушен запрет на утоление жажды. Что же ждет героя, нарушившего запрет? Конечно, наказание. Неужели за то, что хочется пить, надо наказывать? Сказка однозначно говорит: надо.
Если мы обратимся к значению слова жажда, то увидим, что в речи существует немало выражений с этим словом: жажда жизни и смерти, жажда любви, жажда смысла. Человеку смертельно хочется любви, знаний, жизни. Этимологический словарь Крылова сообщает, что корень «жд» «выявляет неожиданное родство слов «ждать, годить, год, погода». Болгарское жеда – "жажда" свидетельствует о родстве этого существительного с прилагательным жадный.
Итак, герой, который не может ждать, инфантилен, он проявляет жадность. Как понять утоление жажды, попустительство своей жажде? Это сговор со злом. Инфантильный Иванушка не может противостоять злу и попался в его сети. Старый царь, которого за бороду схватил Морской царь, идет на сговор сознательно. Видимо, пословица об этом и говорит: седина в бороду – бес в ребро. Наказание тяжкое: отец расплатится за свое спасение сыном и будущим своего рода и царства.
Но сказки всегда хорошо заканчиваются, а герои и слушатели сказки получают мудрость опыта. Он в том, чтобы научиться пережидать трудные моменты, не жадничать, не утолять, даже вполне естественную, жажду бездумно и где ни попадя.
Но мудрые сказки рассказывают и том, что зло тоже, оказывается, испытывает жажду.
Функция жажды снова в завязке приключения, но теперь её испытывает зло.
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Ивану-царевичу запрещено входить в чулан. Он нарушил запрет и напоил Кощея 12 ведрами воды, освободив зло. Видимо, это была тень Марьи Моревны, которую она сумела обуздать и посадить в чулан. Она Моревна по батюшке, а мор - это смерть. Аналитическая психология говорит в данном случае о том, что эго приходится бороться за освобождение своей анимы, т.е. души.
В сказке «Иван-царевич и Марфа-царевна» та же ситуация: «У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный, хитрец был, важный человек. Сын царя Иван-царевич был маленький, ходил мимо тюрьмы. Этот старик подкликал его к себе и взмолился ему: «Дай, пожалуйста, Иван-царевич, напиться!» Иван-царевич ещё ничего не знал — был маленький, почерпнул воды и подал ему: старика с этого в тюрьме не стало, ушёл». Вода как энергия жизни передается в мир смерти, зло приходит на землю, и героя прогоняют из дома. Пройдя многие трудности и испытания, одержав победу над злом, герой получает мудрость опыта.
Интересно, что сказке не важно, кто испытывает жажду. Нарушение запрета на утоление жажды все равно несет наказание главному герою. Почему? Оказывается , в этом правда мифа: вода - метафора бессознательного, приобщаться к нему - опасно для сознания.

(с)источник
Tags: интересное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment